Вход на сайт

Вспомнить пароль Войти

Регистрация

Регистрация
График работы колл-центра:

ПН-ПТ — с 09:00 до 20:00

СБ — с 09:00 до 17:00

✆(044) 394-91-10
Заказать обратный звонок
Воспользуйся подбором
Человек, который изобрел колесо. - большой выбор автошин и дисков от надежных брендов в интернет-магазине БФшина

Человек, который изобрел колесо.

24.12.2013

Идея столетия, созданная из воздуха и резины: 125 лет тому назад Джон Бойд Данлоп получил патент на пневматические шины. Эта идея дала жизнь целой индустрии. А ведь почтенный отец семейства всего лишь хотел помочь своему ребенку.

Идея современной шины начинается с трехколесного велосипеда и сумрачного дня — по крайней мере, день был таковым для юного Джонни, владельца велосипеда. В очередной раз старшие дети обошли девятилетнего мальчика в велогонке. А он на своем старом неуклюжем трехколесном велике просто не поспевал за ними. Резиновая лента, которой были обтянуты все три колеса, истончилась, и когда Джонни жал на педали, диски цеплялись за камни булыжной мостовой Белфаста.

После очередного проигрыша Джонни сделал то, что сделал бы на его месте любой девятилетний ребенок: пошел к отцу и рассказал ему о своей неудаче. Может, папа сумеет усовершенствовать старый велосипед, — спросил Джонни. Подкрутит пару гаек, выбросить ненужные детали, может, это позволит ему ехать быстрее, и Джонни наконец покажет старшим мальчишкам.

Отец Джонни работал в Белфасте ветеринаром. И он никогда прежде он не ездил на велосипеде — и это вскоре должно было измениться. Ведь с того самого дня Джон Бойд Данлоп стал работать над изобретением, которое вызвало революцию в мире транспорта, и обессмертило имя своего автора — пневматической шиной марки Данлоп.

7 декабря 1888 года Джон Бойд Данлоп получил патент на пневматическую шину. В официальном документе под номером 10607 было написано, что изобретение Данлопа служит «облегчению подвижности движущихся транспортных средств, в особенности, самых легких, таких как велосипеды, инвалидные кресла или санитарные каталки». Несколько десятилетий спустя его идея позволила оснастить пневматическими шинами миллионы автомобилей. Но для начала ему предстояло оснастить своим изобретением велосипед собственного сына.

Согласно записям изобретателя, он «на протяжении двадцати лет или даже больше задумывался о создании пневматического колеса». Однако задокументированных свидетельств предыдущих попыток не сохранилось.

Известно одно: во время своей ветеринарной практики Данлоп регулярно работал с каучуком, а некоторые свои аппараты собственноручно изготовил из резины. Резина и шины? — из этого может выйти кое-что интересное, — решил изобретатель. Он наклеил шланг на тонкую резиновую пластинку. А получившуюся камеру обернул парусиновой тканью из тонкого полотна. В качестве вентиля для надувания шины служила старая детская соска.

Аналогичным образом было сконструировано второе заднее колесо. На переднем колесе изобретатель оставил старую жесткую шину — отчасти потому, что новое изобретение не радовало автора. В своих заметках он пишет: «Мне не показалось необходимым монтировать воздушную шину на переднее колесо, поскольку изобретение колеса для меня — достаточно неприятная работа, и я бы с удовольствием оставил это изобретение для своего личного пользования».

Но после того, как Джонни протестировал отцовское изобретение 28 февраля 1888 года и одержал первую победу над своими друзьями, Данлоп воспрял духом и решил усовершенствовать свое изобретение. Вскоре он привлек к работе Роберта Уильяма Эдлина, веломеханика из Белфаста, который увидел в новых шинах будущее своего предприятия.

Почти каждый день изобретатели гоняли на велосипеде по мостовым Белфаста. Во время одной из таких тестовых поездок, — вспоминает в своих мемуарах Джон Бойд Данлоп, — Эдлина остановила полиция за превышение скорости. В общей сложности во время работы над прототипом Эдлин и Данлоп-младший проехали не менее шестидесяти километров. И лишь потом — по совету Эдлина — Данлоп решил подать заявку на патент номер 10607.

Правда, с заявкой возникли некоторые сложности, поскольку за четырнадцать лет до Данлопа Скотт Роберт Уильям Томсон уже предпринимал попытку запатентовать идею шины, накачиваемой воздухом. Поскольку в то время желающих реализовать его идею не нашлось, об изобретении Томсона вскоре забыли. Забыли так прочно, что даже в первые несколько месяцев после подачи Данлопом заявки никто и не вспомнил о патенте Томсона. В том числе и потому, что немногие воспринимали его изобретение серьезно. Велоспортсмены ехидничали по поводу того, что у изобретателя «воздух в голове», а ирландский журнал для велолюбителей «Irish Cyclist» на своих страницах насмешливо спрашивал: «пневматические шины — это значит, что мы должны ездить по воздуху?»

Несмотря на это, время для внедрения пневматических шин было самым подходящим: Карл Бенц как раз создал первый автомобиль, индустрия персонального транспорта находилась на пороге технологической революции, и у Джона Данлопа было средство, способное придать этой революции дополнительное ускорение.

Данлопу не хватало только одного: человека, который сделал бы его идею популярной. Ему не хватало рекламы. На первый взгляд могло бы показаться, что Вильям Хьюм — не лучшая фигура для продвижения нового продукта. Капитан Белфастского вело-клуба, он был посредственным гонщиком, награды всегда доставались другим, но не ему.

И все же, именно скромные таланты этого гонщика позволили в полной мере продемонстрировать все преимущества шин Dunlop, также как это было с трехколесным велосипедом юного Джонни: пневматические шины позволяли ездить гораздо быстрее, чем аналоги из стали и эбонита.

В первой же гонке на новых шинах, состоявшейся в Белфасте 18 мая 1889 года, Хьюм стал победителем. Перед началом гонки зрители шушукались, глядя на странный велосипед Хьюма: «Как эта штука вообще поедет?» — а на последних кругах гонки Данлоп слышал крики публики: «Да в этой машине спрятан демон!»

В дальнейшем каждая победа Хьюма автоматически становилась победой Данлопа. В первом же сезоне Хьюм собрал все возможные награды: на одном турнире в Ливерпуле он занимал первое место девять раз подряд за одиннадцать дней. Вскоре успех привлек инвесторов. Начались первые разговоры о бизнес-модели — и первые проблемы для Данлопа.

Ирландский предприниматель Харви ДюКрос предложил Данлопу основать компанию, совместно с двумя другими предпринимателями. Пятидесятилетний Данлоп, не отличавшийся хорошим здоровьем, собирался уйти на покой. «Мне не нужны были деньги», — писал впоследствии Данлоп, вспоминая о днях основания компании, — «но они, судя по всему, успели поговорить с господином Эдлином и узнать его мнение о стоимости моего изобретения. И он, должно быть, назвал им довольно крупную сумму».

18 ноября 1889 года на Вестленд Роу в Дублине, наконец, была основана Dunlop Pneumatic Tyre Co. Ltd. Единственным условием Данлопа, невольного основателя компании, было то, чтобы предприятие работало на территории ирландского острова. Таким образом, он мог бы самостоятельно контролировать процесс производства.

Однако предприятие быстро росло. Только за первый год компания заработала 72 772 фунта, на следующий год — 526 510 фунтов, а вскоре открылось и первое предприятие Dunlop на европейском материке — в немецком городе Ханау.

Но сам Данлоп так и не разбогател на своем изобретении. Ко всей ответственности, связанной с ведением крупного бизнеса, на него свалилась судебная тяжба с наследниками Томсона, «предтечи» изобретателя. Уставший и издерганный, Данлоп в 1896 году продал патент своему деловому партнеру ДюКросу за 3000 фунтов.


Пионер: Джон Бойд Данлоп родился в 1840 году в шотландском Дрегхорне, графство Эйршир. Всю свою жизнь, до того как стать знаменитым изобретателем колеса, он работал ветеринаром в Белфасте. На идею создания пневматической шины его натолкнул трехколесный велосипед сына. 

Патент на пневматическую шину Данлоп получил 7 декабря 1888 года. За 43 года до него другой шотландец, Роберт Уильям Томсон, также подавал заявку на патент шины, накачиваемой воздухом. На фото: Данлоп в 1900 году.


Автошины (резина на машину): история создания
Два превратились в четыре: первые шины марки Данлоп были разработаны в первую очередь для велосипедистов, но скоро стали важным элементом развития автомобильной индустрии. На фото (октябрь 1910) изображен механик с запасными колесами Dunlop. Тем не менее, самые первые автомобильные пневматические шины в 1895 году сконструировал не Данлоп, а французские предприниматели Андре и Эдуард Мишлен.


Автошины (резина на машину): история создания
На этом фирменном плакате рекламируются шины Dunlop для автомобилей, повозок и велосипедов.


Автошины (резина на машину): история создания
Ложная скромность: «Надолго ли хватит пневматических шин?» — вопрошает рекламное объявление Dunlop 1925 года. Ответ: Да, конечно!


Автошины (резина на машину): история создания
Папа, помоги! — Без него имя его отца никогда не стало бы знаменитым. Только потому, что девятилетний Джонни обратился к своему отцу с просьбой улучшить старый велосипед, Джон Бойд Данлоп создал пневматическую шину. На фото — сын изобретателя на велосипеде с пневматическими шинами, 1888 год.


Автошины (резина на машину): история создания
Руководство компании Dunlop быстро поняло, что из резины можно делать не только шины. До середины тридцатых годов двадцатого века компания производила подошвы для обуви.


Автошины (резина на машину): история создания

Еще один продукт Dunlop, пользующийся спросом и по сей день — теннисные мячи. В двадцатых годах компания еженедельно производила несколько тысяч мячей. На фото: женщины на лондонской фабрике Dunlop проверяют качество мячей. 28 августа 1925 года.


Автошины (резина на машину): история создания

Старик и его велосипед: до изобретения пневматической шины Джон Бойд Данлоп никогда в жизни не ездил на велосипеде. Но вскоре Данлопу пришлось взобраться на двухколесного монстра ради рекламы своего детища. На фото — изобретатель пневматической шины на своем первом велосипеде, оснащенном пневматическими шинами.